Как работают вентиляторы охлаждения Нива Шевроле и через какие предохранители и реле подключаются
Конструкторы Нивы Шевроле применили в системе охлаждения сдвоенный вентиляторный блок. Это немного усложнило схему подключения, зато резко повысило эффективность обдува радиатора. Вентиляторы приводятся в действие 12-вольтовыми синхронными электродвигателями постоянного тока с индуктором на основе постоянных магнитов. Электромоторы имеют закрытую неразборную конструкцию и не нуждаются в обслуживании.
Мощность каждого электродвигателя — 110 Вт. Вентиляторный блок в сборе потребляет 18 ампер.
Вентиляторы по очереди включаются с помощью электромагнитного реле, которым управляет бортовой компьютер. Когда охлаждающая жидкость нагревается свыше 99 градусов, запускается электровентилятор, расположенный ближе к воздухозаборнику двигателя. Температура включения второй крыльчатки составляет 101 градус. Схема подключения вентиляторов изображена ниже.
Электросхема вентиляторов Нива Шевроле
Система питания вентиляторов включает три реле и резистор, который при необходимости обеспечивает пониженную скорость вращения первого мотора. Питание подается от аккумулятора через предохранители, которые спасают проводку и АКБ в случае короткого замыкания. Управляющие сигналы поступают с 29 и 68 вывода контроллера двигателя.
Вентиляторы автоматически выключаются когда антифриз охлаждается до 95 градусов.
Последовательное включение и выключение двигателей снижает нагрузку на бортовую электросеть. В большинстве случаев нормализовать температуру удается только за счет первого вентилятора. Это особенно полезно при движении в ночное время, когда лампы фар и габаритных огней сильно нагружают генератор.
Возможность принудительного включения вентиляторов может оказаться полезной при движении по бездорожью или в условиях городских «пробок». Однако конструкторы Шевроле Нива не снабдили машину этой функцией. Ее можно реализовать самостоятельно или на СТО. Необходимо подключить дублирующие реле параллельно контактам включения и запитать их от кнопки, установленной в салоне авто.
Полезное видео об установке и подключении кнопки принудительного включения вентиляторов на Шниве:
Важно: принудительное включение увеличивает надежность системы охлаждения. В случае сбоев работы датчиков, реле или бортового компьютера водитель может вручную включить обдув радиатора.
Полезно оборудовать Шевроле Ниву и выключателем, который принудительно отключает электродвигатели вентиляторов. Это позволит уберечь их лопасти при форсировании водных преград вброд.
Алгоритм работы системы охлаждения на холодном и горячем двигателе и при срабатывании вентилятора обдува
Рубашка в теле мотора, центробежный насос, термостат, патрубки, радиатор да вентилятор – конструкторская мысль проста до мелочей, но в таком виде абсолютно несовершенна: тепло рассеивается впустую. Решение включить в контур циркуляции охлаждающей жидкости теплообменник, встраиваемый в салонную печь, и сеть каналов дроссельного узла добавляет немало процентов к КПД системы – на этом и сошлись.
Исправное состояние
Сразу после запуска жидкость циркулирует по малому контуру, из которого исключен радиатор. Но почему срабатывает вентилятор охлаждения на холодном двигателе, если теплового дисбаланса не наблюдается? Это неисправность – при нормальном функционировании системы кулер включается в цикл только по факту перегрева ОЖ, наступающему после 100-105°C.
На ходу основной теплообменник бодро обдувается встречным потоком воздуха и «дуйчик» ему ни к чему. Его практическая роль – остужать емкость на холостых в долгой пробке или после добротной нагрузки, приложенной на низкой скорости.
Схема включения вентилятора
Вращение крыльчатке придает электродвигатель. Машины попроще комплектуются простой конструкцией, имеющей одну скорость вращения. Модификации подороже располагают многоступенчатой регулировкой частоты, а в турбоверсиях класса премиум налажена функция бесступенчатого выбора оборотов.
Выбор режима работы вентилятора реализуется по аналогии с любым электроприбором: выстроена схема, управляющая электрическим питанием устройства. Вариантов несколько:
- Датчик в корпусе радиатора, замыкающий цепь по достижении критической температуры (карбюраторные двигатели).
- Бортовой электронный блок управления, подающий управляющий «+» на реле на основе показаний сенсора теплового состояния охлаждающей жидкости (атмосферные инжекторные моторы).
- Автономный блок управления, взаимодействующий с датчиками и посылающий на мощный выходной каскад электродвигателя переменные импульсы различной частоты (турбированные варианты инжекторных силовых установок).
К сведению. «Пропеллер» кондиционера имеет аналогичный звук и природа его бесконтрольности в отказавшем датчике давления хладогента.
У бортового компьютера Штат 110 X-5 реализована энергонезависимая память. Это значит, что при снятии клеммы с аккумулятора БК сохраняет все значения.
Маршрутный компьютер обладает двумя независимыми счетчиками пробега и расхода с возможностью просмотра предыдущих значений параметров (до сброса) для одного вида отчета.
Функция Плазмер
Функция Форсаж
Функция Тропик
Работа с ГБО
Данный бортовой компьютер способен учитывать поправку расхода топлива при работе на природном газе. Это дает возможность владельцу своей десятки устанавливать на своей машине газобалонное оборудование или коротко ГБО.
Функция аварийной сигнализации
Режим Динамика
Режим Такси
Обновление ПО
У маршрутного компьютера Штат 110 X-5 имеется возможность обновления программного обеспечения через Интернет с сайта производителя.
- Январь
- Итэлма
- Автэл
Функциональность:
Маршрутный компьютер:
- остаток топлива в бензобаке.
- два мультидисплея Трасса и Город.
- средняя скорость за поездку автомобиля.
- средний расход топлива за поездку автомобиля.
- время в пути.
- скорость автомобиля.
- пройденный путь за поездку.
- показания расхода топлива .
- показания расхода топлива за поездку.
- прогноз пробега автомобиля на оставшемся топливе.
Диагностический тестер:
- определения типа контроллера.
- очистка памяти контроллера, функция Форсаж.
- плазменный запуск, сушка свечей, функция Плазмер.
- коды ошибок и их расшифровка.
- мультидисплей параметры двигателя.
- положение регулятора холостого хода.
- значение массового расхода воздуха.
- положение дроссельной заслонки %.
- частота вращения коленвала двигателя.
- значение напряжения бортовой сети автомобиля.
- показания температуры охлаждающей жидкости.
Настройки и установки:
- регулировка яркости дисплея компьютера.
- регулировка яркости подсветки кнопок компьютера.
- регулировка контраста дисплея компьютера.
- выбор режима день или ночь.
- установка часов, будильника.
- установка дня недели, даты.
- сигнал каждый час.
- выбор частоты приветствия.
- корректировка подсчета пробега.
- корректировка подсчета топлива.
- установка температуры включения вентилятора системы охлаждения, функция Тропик.
- выбор панели приборов автомобиля.
Определение сроков ТО:
- замена масла в двигателе.
- замена масла в коробке передач.
- замена воздушного и топливного фильтров.
- замена ремня генератора.
- замена свечей зажигания.
- замена ремня ГРМ.
Аварийный сигнализатор:
- сигнал о перегреве двигателя.
- сигнал перезаряде или не дозаряди аккумуляторной батареи.
- сигнал о низком уровне топлива.
- часы, календарь, будильник.
- температура за бортом автомобиля.
Сервисное меню:
- версия схемы и версия программного обеспечения компьютера.
- источник информации о напряжении бортовой сети.
- температура внутри бортового компьютера.
- корректировка уличного датчика температуры.
- сигнал газобаллонного оборудования.
- задержка срабатывания сигнализатора напряжения.
- верхний и нижний пороги сигнализатора напряжения.
- калибровка датчика уровня топлива.
- калибровка вольтметра.
- сброс всех настроек.
- обнуление всех данных.
- серийный номер бортового компьютера.
- Функция "НЕ ВЫКЛЮЧЕНЫ ГАБАРИТНЫЕ ОГНИ".
Внимание в случае попытки самостоятельного вмешательства в конструкцию прибора для решения проблемы, прибор автоматически снимается с гарантии, в данном случае ремонт прибора идет платный.
Тут помещена инструкция бортового компьютера ШТАТ 110Х5 Магнум. Это руководство по применению можно бесплатно скачать и применять. Для того, чтобы открыть файл инструкции, подойдет программа Adobe Reader, ссылка на которую находиться ниже, на этой странице. Документ, предложенный производителем, даст возможность разобраться со многими функциями, а правильное применение увеличит срок ее работы.
Для просмотра содержания инструкции Вам понадобится программа Adobe Reader или DjVu.
Если на Вашем компьютере они не установлены, то Adobe Reader можно скачать с сайта Adobe , а DjVu с сайта DjVu