Что такое бортовой компьютер на авто — виды, основные функции и возможности
Что такое бортовой компьютер на авто — виды, основные функции и возможности
Еще каких-то 40 лет назад люди, управляющие автомобилями, не могли и представить, что ждет в будущем автомобилестроение в целом. Если раньше человек делал такие вещи, как диагностику неисправностей самостоятельно, то сейчас это за него может сделать специальная электроника. Сегодня речь пойдет о бортовых компьютерах. Что такое бортовой компьютер? Разновидности, основные функции и возможности.
Типы бортовых компьютеров:
- Универсальные. Включают в себя мультимедийную систему, могут подключаться к интернету и определять географические координаты.
- Узконаправленные. В этот класс входят маршрутные и диагностические компьютеры и электронные системы управления машиной.
БК, как правило, совмещает устройство, обнаруживающее неисправности, и диагностический сканер. Последний, на основании поступивших от датчиков данных, может делать заключения и ускорять как диагностику, так и ремонт авто. Его можно встретить на дизельных и инжекторных ДВС, но не на карбюраторных.
Универсальный БК отличается многофункциональностью, поскольку способен выполнять функции «бортовика», GPS-навигатора и DVD-проигрывателя. БК некоторых моделей автомобилей дополнен датчиками, входящими в состав системы управления форсунками, зажиганием, обеспечения экономичности или системы парктроников.
Как правило, БК реализованы с помощью сенсорного дисплея, и поскольку четких стандартов БК пока не имеется, каждый производитель изготавливает его в соответствии со своими представлениями. Конструктивно системные блоки выполняются по-разному: 1/2DIN, 1DIN, 2DIN. Обычно универсальный БК по своему устройству аналогичен полноценному домашнему ПК.
В автомобильных БК применяются:
- В более ранних моделях – микросхемы электронной флэш-памяти;
- Электромеханические накопители формата 2,5 дюйма;
- Твердотельные накопители SSD.
Если извлечь БК из его посадочного гнезда, подключив затем к блоку питания на 12Вт, то на нем можно будет работать как на обычном ПК.
Маршрутный компьютер
Основной задачей маршрутного компьютера всегда было вычислять и выводить информацию о параметрах движения автомобиля, не прибегая к спутниковой системе навигации. Современные образцы БК могут обладать интегрированным модулем спутниковой навигации. А поскольку дисплеи у них графические, а не символьные, то и карта местности и координаты маршрута на них отображаются более наглядно.
Основные функции маршрутного компьютера – выводить на дисплей следующие данные:
- Общий километраж поездки;
- Определение оставшегося до пункта назначения расстояния;
- Время нахождения в пути;
- Средний расход топлива;
- Средняя скорость движения во время поездки;
- Средняя скорость за определенное время;
- Прочие параметры.
Маршрутный компьютер с внешним исполнением может быть установлен в автомобиль самостоятельно, однако по сравнению с встроенными серийными образцами они обладают меньшим функционалом. Кроме этого, маршрутный компьютер порой совмещается с управляющим или сервисным компьютером.
Диагностический (сервисный) компьютер
Диагностический компьютер является пользовательской частью общей системы, задача которой – обнаруживать неисправности систем и узлов. Также, он упрощает диагностику на СТО и оперативно диагностирует все возникающие в дороге неисправности. В виде самостоятельного устройства встречается крайне редко.
Функции сервисного диагностического компьютера:
- Диагностика двигателя с сохранением в памяти всех ошибок;
- Контроль уровня масла в основных узлах;
- Непрерывный контроль состояния тормозных колодок;
- Контроль состояния электросистем.
Управляющий компьютер
Управляющим компьютером называется главный блок системы электронного управления. В него входят независимые цифровые вычислители, которых может быть как несколько, так и один. Вычислители обладают собственными датчиками и исполнительными механизмами. Как правило, управляющий компьютер имеет вид единой разветвленной цифровой системы, обладающей рядом функций и возможностей, среди которых следует выделить:
- Систему управления форсунками;
- Систему управления опережением зажигания;
- ABS;
- Блок управления скоростными способностями;
- Блок управления АКПП;
- Климат-контроль и пр.
Помимо этого, в число основных функций управляющего компьютера обычно включают мгновенное определение параметров работы двигателя, в числе которых:
- Температура ОЖ;
- Давление масла;
- Скорость вращения коленвала;
- Расход воздуха;
- Регулировка напряжения бортовой сети и ток заряда АКБ;
- Сигнализирование (аварийное) о перегреве двигателя;
- Контроль за превышением рекомендованного скоростного максимума;
- Контроль использования ремней безопасности и пр.
Обновление MPC-800: отправка журнала ошибок через мессенджеры
Выпущена новая версия программы управления бортовым компьютером Multitronics MPC-800:
— данные, сохраненные в журнале ошибок, можно переслать другому человеку посредством SMS, e-mail или с помощью мессенджеров (WhatsApp, Viber, Telegram и т.д.) (например, для удаленной консультации со специалистом о причинах появления неисправности);
— добавлена возможность просмотра журналов предупреждений и ошибок на мобильном устройстве автономно, без установленной связи с МК;
— при восстановлении ранее сохраненных настроек предлагается сохранить текущие средние параметры и журналы поездок и заправок.
Полную информацию по обновлению см. на странице обновления .
Эволюция бортовых компьютеров
В настоящее время наблюдается две абсолютно разные тенденции развития электронных систем управления автомобилем — объединения всех вышеописанных функций и способностей в одну супер-систему, образующую центральный бортовой компьютер и создание нескольких автономных систем, узкоспециализированных компьютеров.
Первый вариант — объединение всех систем управления, маршрута, диагностики, мультимедийных систем и прочих информационных функций в одно мультифункциональное устройство, способствует удешевлению производства устройств данного типа и упрощает их ремонт и работу с ними. Однако есть нюанс способный перечеркнуть все вышеописанные достоинства — в случае выхода из строя этой центральной компьютерной системы, владелец автомобиля в один миг лишится всего — средств связи, мультимедийной системы, средств диагностики, системы спутниковой навигации, а также аварийной сигнализации неисправностей. В некоторых более сложных случаях при глубоком интегрировании всех этих систем есть вероятность полного выхода из строя всего ТС в целом и отсутствии возможности движения в принципе.
Преимуществом отдельных бортовых компьютеров включающих в себя лишь самые главные и нужные функции является то, что они позволяют при минимальном вмешательстве в общую конструкцию двигателя оборудовать практически любой автомобиль бортовым компьютером, даже тот, конструкция которого не предусматривает его наличия. Однако в этом случае интеграция будет не глубокой, а сами данные будут, условно говоря, «частичными или поверхностными».
Система отдельных узкоспециализированных компьютеров может похвастаться хорошей производительностью, простотой в управлении и достаточной для многих лет работы надежностью, однако вместе с тем и весьма дорогой в производстве и сложной в настройке, что не может не отобразиться на ее стоимости и конечном удорожании автомобиля в целом. Большим плюсом является способность к наращиванию или упрощению опций, к примеру более дорогие авто могут иметь тот же бортовой компьютер, при этом обладать более широким набором опций. Также автомобили и с более простой начинкой со временем могут быть усовершенствованы по желанию владельца или в случае такой необходимости. К примеру, для получения дополнительных удобств или функций.
Развитием многофункционального бортового компьютера, который включает в себя полный набор функций и возможностей, занимаются производители цифровой техники. Второй тип БК, предусматривающий использование большого набора узкоспециализированных компьютеров разрабатывают и производят преимущественно сами автопроизводители.
На сегодняшний день процесс развития бортовых компьютеров второго типа имеет более широкое применение, нежели первый. Рынок постоянно обновляется и с каждым днем на рынке автомобилей все больше встречается моделей, у которых мультимедийная, навигационная, а также система диагностики включена в базовую комплектацию.