Профессиональная работа со вспышкой
Профессиональная работа со вспышкой
В фотоаппаратах есть замечательная функция, которая по умолчанию не включена. Это нужно сделать самостоятельно. Функция, о которой идет речь, называется "синхронизация по второй шторке" (Rear Sync). Когда вы ее включите и заметите серьезное улучшение качества снимков, будете очень недоумевать, почему по умолчанию она отключена. Обычно вспышка срабатывает в тот момент, когда вы нажимаете кнопку спуска затвора, не так ли? И вспышка фиксирует все движения на данный момент. В результате вы получаете снимок, на котором весь фон изображения выглядит совершенно черным. Включение функции синхронизации по второй шторке позволяет на доли секунды отстрочить срабатывание вспышки. В результате фотоаппарат успевает настроиться, оценив освещение на заднем плане, и только в этот последний момент срабатывает вспышка, осветив сцену. Как следствие, фон на фотографии не получится черным. Он будет нормально освещен, и вы сможете оценить его цвета и детали. В общем, ваша фотография будет выглядеть более профессионально. На рисунке кадр слева сделан при съемке со стандартными настройками фотоаппарата (обратите внимание на то, насколько темным и размытым получился ее фон). Для того чтобы получить снимок, продемонстрированный справа, я изменил всего лишь один параметр — включил функцию синхронизации по второй шторке. Попробуйте сделать несколько снимков в этом режиме, и вы почувствуете разницу. (Не забывайте надежно зафиксировать фотоаппарат, поскольку при съемке с синхронизацией по второй шторке последняя остается открытой чуть-чуть дольше, чтобы оценить освещение на заднем плане. Поэтому на фотографии у вас может получиться очень интересный или раздражающий — в зависимости оттого, намеренно вы добивались этого или нет — эффект размытия в результате движения объекта съемки или фотоаппарата).
Четвертый секрет профессиональной работы со вспышкой
Самое интересное (четвертый секрет) я оставил напоследок. С помощью данного приема вы сможете добиться того, чтобы свет от вспышки максимально походил на естественное освещение. Если вы сделаете все правильно, то практически никто не сможет догадаться, что вы использовали вспышку. Все будут думать, что вы всегда и везде находите самые мягкие и благоприятные условия освещения. Наша задача заключается в том, чтобы свет от вспышки незаметно смешался с естественным освещением (рассеянным светом) и гармонично дополнил его. Секрет в данном случае вовсе не в изменении значений выдержки или диафрагмы. Просто нужно отрегулировать яркость вспышки так, чтобы она соответствовала яркости естественного освещения. Для этого сначала снимите вспышку с фотоаппарата, чтобы создать направленное освещение, и рассейте свет. Затем сделайте пробный снимок. Скорее всего, свет от вспышки будет значительно ярче естественного. Если это действительно так, уменьшите яркость вспышки на одно деление и сделайте еще один пробный снимок. Посмотрите на ЖК-экран на вашей камере и проверьте, не выглядит ли свет от вспышки слишком ярким. Если это так, уменьшите яркость вспышки еще на полделения и сделайте новый снимок. Продолжайте выполнять те же действия до тех пор, пока свет от вспышки не перестанет выделяться, а всего лишь дополнит естественное освещение. В итоге свет вспышки будет практически незаметным. Вам потребуется пять или шесть пробных снимков, чтобы добиться нужного освещения. Но в этом и заключается вся прелесть цифровой фотографии — на все эти пробы вы не потратите ни копейки. Можете свободно экспериментировать до тех пор, пока не добьетесь идеального баланса рассеянного естественного света и света от внешней вспышки.
Гелевые фильтры (и область их применения)
Цвет исходящего от вспышки света всегда одинаковый — белый. Отличный яркий белый свет уместен практически во всех ситуациях. Но как быть, если необходимо снять портрет в офисе или сделать снимок в раздевалке либо конференц-зале, где цвет освещения не совпадает с цветом света от вспышки? Это довольно серьезная проблема, и потому некоторые вспышки (например, Nikon SB-800) комплектуются наборами гелевых фильтров. Они вставляются непосредственно в головку вспышки, закрывая прозрачный отражатель, и позволяют изменить цвет света вспышки, чтобы он совпадал с цветом освещения в помещении. (Примечание. Если вы пользуетесь вспышкой Canon, можете приобрести комплект гелевых фильтров Rosco СТО. Вам придется самостоятельно вырезать из гелевых пластин фильтры подходящего размера для своей вспышки. Но в данном случае вы обзаведетесь целым комплектом фильтров, в то время как при покупке вспышки Nikon фильтры разных цветов у вас будут в единственном экземпляре.) Фотографы-любители обычно не обращают внимания на столь мелкие нюансы. Но вы уже знаете основные секреты профессионалов и понимаете, что вам нужно как можно гармоничнее дополнить вспышкой освещение, доступное в помещении, где проводится съемка. Установка гелевого фильтра на вспышку займет не более 20 секунд. Поверьте, эти фильтры стоят затраченного на их установку времени. Желтый гелевый фильтр поможет сбалансировать освещение, полученное от вольфрамовых лампочек (которые чаще всего встречаются в домах и квартирах), а зеленый — добиться хорошего света в условиях флуоресцентного освещения, которое встречается практически во всех офисных помещениях (компания Rosco выпускает фильтры и таких цветов). Просто вставьте гелевый фильтр в рассеивающую насадку, и вы готовы к съемке!
Использование гелевых фильтров для создания стильных фотографий
С помощью простого гелевого фильтра желтого цвета можно добиться очень интересного эффекта. Подобный эффект вы неоднократно встречали на фотографиях в спортивных журналах, сделанных на открытом воздухе. Чтобы получить такой портрет, нужно сделать две вещи. Во-первых, в меню фотоаппарата выберите вариант баланса белого Tungsten (один из стандартных вариантов настройки баланса белого, при котором съемка на улице приводит к созданию изображений с сильным синим оттенком.) Во-вторых, вставьте гелевый фильтр желтого цвета во вспышку. Вот и все. При съемке на закате линия горизонта выйдет темной и мрачной. Благодаря режиму Tungsten (Флуоресцент) баланса белого небо в верхней части изображения получится таким же мрачным, но при этом очень синим. А благодаря желтому фильтру на вспышке тело человека освещается мягким и теплым светом. Эта комбинация очень эффектна, и ее очень легко получить. Поэтому многие профессиональные фотографы используют данный прием в своей повседневной работе. Эффект действительно весьма впечатляющий
Если приходится задействовать встроенную вспышку, сделайте следующее
Если вы попали в безвыходное положение и применения встроенной вспышки не избежать, то сделайте хотя бы две следующие вещи.
1. Настройте вспышку на синхронизацию по второй шторке, чтобы хотя бы частично использовать естественное освещение.
2. Постарайтесь смягчить и рассеять свет от вспышки. Для этого можно прикрыть ее тонкой салфеткой или куском полупрозрачного пластика от бутылки молока (или чем-нибудь еще). Пропустите свет от вспышки через такой материал.
Если вы заранее знаете, что вам придется использовать встроенную вспышку, можете приобрести рассеиватель Soft Screen, который надевается на встроенную вспышку, существенно смягчая и рассеивая исходящий от нее свет. И если у вас нет другого выхода, качество фотографии при съемке с использованием встроенной вспышки получится хотя бы сносным.
Два совета по использованию встроенной вспышки
Чтобы улучшить качество фотографии, полученной при съемке со встроенной вспышкой, можно уменьшить яркость последней (ее мощность) и использовать компенсацию экспозиции. В большинстве цифровых зеркальных фотоаппаратов доступна функция, которая позволяет уменьшить яркость вспышки и не засветить тем самым фотографируемый объект резким белым светом. Можно также установить на встроенную вспышку желтый гелевый фильтр (например, четверть фильтра СТО) и никогда не снимать его. В результате холодный свет вспышки станет немного теплее.
Для чего нужны синхронизаторы
С ними все просто – синхронизатор что-то с чем-то синхронизирует. В 99,99% случаев – это синхронизация фотоаппарата и вспышки. Наверняка все видели кадры из старых фильмов, когда фотограф снимает крышечку и в это время производит вспышку. Это был первый способ синхронизации.
Но с тех пор скорости выросли и сейчас, если такое и делают, то уже только с целью сделать нечто особое. В то время, когда шторки фотоаппарата открываются, а на современных камерах это происходит очень быстро, в этот и только в этот момент должна сработать вспышка. То есть фотоаппарат, снимающий на выдержке 1/250, открывает шторки на 0,004 секунды и вручную фотограф просто не можете запустить вспышку, поэтому необходимо использовать синхронизатор.
Способы синхронизации [ править | править код ]
С течением времени способы синхронизации вспышек с затвором претерпели значительные изменения. Магниевые фотовспышки синхронизировались вручную, благодаря длинным выдержкам. Вспышка поджигалась сразу же после открытия доступа света и начала ручной выдержки, а после срабатывания вспышки затвор закрывался. Для низкочувствительных фотоматериалов тех лет, длинные выдержки были общеприняты, и автоматическая синхронизация не требовалась.
Появление высокочувствительных фотоматериалов, позволяющих вести в помещении съёмку с моментальными выдержками без штатива, совпало по времени с изобретением одноразовых баллонов с электрическим поджигом, пригодных для автоматической синхронизации [1] . Первые синхроконтакты выполнялись в виде отдельного устройства — синхронизатора, соединявшегося со вспышкой и спусковой кнопкой фотоаппарата [2] . Замыкание контактов происходило при нажатии на кнопку одновременно со срабатыванием затвора. Достоинством такого способа была доступность съёмки со вспышкой для аппаратуры, не оснащённой встроенным синхроконтактом [3] . Однако, точность такой синхронизации была невысока, иногда приводя к появлению пропущенных кадров, снятых без вспышки.
Постепенно синхроконтакт стал частью конструкции затворов. В этом случае контакты замыкаются движущимися деталями затвора при его срабатывании. Соединение со вспышкой осуществлялось двумя проводами, каждый из которых подключался к затвору своим штырьковым разъёмом. Со временем два отдельных провода заменили двухжильным кабелем, а парные разъёмы уступили место одному коаксиальному типа «PC» (Prontor-Compur).
Однако, проводное соединение было недостаточно надежным и кабель мешал при репортажной съёмке, поэтому к 1950-м годам провод исключили из конструкции накамерных вспышек, благодаря появлению центрального контакта «горячего башмака». Тем не менее, выносные вспышки продолжали подключать к фотоаппарату кабелем. Синхрокабелем оснащается большинство современных студийных электронных вспышек. Он подключается к вспышке, как правило разъёмом типа «Джек», а к фотоаппарату коаксиальным разъёмом «PC». Это наиболее традиционный и самый надёжный способ синхронизации. Недостатки: фотограф ограничен длинной кабеля, мещающего другим участникам съёмки. Кроме того, электрическое сопротивление слишком длинного кабеля может сделать работу синхроконтакта невозможной.
Световая ловушка [ править | править код ]
Необходимость синхронизации вспышек, расположенных на большом удалении от камеры привела к попыткам разработать беспроводные способы, первый из которых основан на резком изменении освещённости при срабатывании ведущей вспышки, установленной на фотоаппарате. К цепи поджига ведомой вспышки подключается устройство с безынерционным фотодиодом, реагирующим на передний фронт импульса ведущей вспышки, но не воспринимающим плавные колебания света. Таким образом можно добиться устойчивого срабатывания любого количества ведомых (англ. Slave ) вспышек от импульса ведущей. Светосинхронизатор, или «световая ловушка», выполненная в виде съёмного блока, подключается к синхрокабелю вспышки. Со временем, светосинхронизаторы стали встраиваться в большинство серийных вспышек, например «Nikon Speedlight SB-26». В СССР световыми ловушками оснащались вспышки «ФИЛ-101» и некоторые другие [4] .
Современные студийные вспышки штатно оснащаются светосинхронизатором, сокращая количество проводов в студии. Главным недостатком технологии считается невозможность одновременной работы в одном помещении нескольких фотографов, поскольку ведомые вспышки в этом случае будут срабатывать на световые импульсы каждого из них [5] . Системные вспышки для цифровых фотоаппаратов запускают светосинхронизатор слишком рано, поскольку он реагирует на предварительный измерительный импульс, излучаемый до открытия затвора. Для устранения проблемы современные световые ловушки, выпускающиеся в виде отдельного блока, снабжаются задержкой срабатывания [6] . Как правило, задержка может работать в нескольких режимах: фиксированное запаздывание (как правило, 50 миллисекунд) или срабатывание от второй, третьей или четвёртой вспышки ведущего прибора.
ИК-трансмиттер [ править | править код ]
Более прогрессивным способом беспроводной синхронизации стал инфракрасный канал, при помощи которого передаётся кодированное сообщение о срабатывании затвора. В этом случае случайное срабатывание от посторонней вспышки исключается, так как разными ИК-передатчиками может использоваться различная кодировка команд. Инфракрасный трансмиттер соединяется с синхроконтактом фотоаппарата кабелем или крепится на горячий башмак, при срабатывании затвора испуская модулированное соответствующим кодом сообщение такому же приёмнику, установленному на вспышке. С конца 1980-х годов системные фотовспышки ведущих производителей фотоаппаратуры начали штатно оснащаться приёмником инфракрасного сигнала трансмиттера. Наиболее известны системы Canon Speedlite и Nikon Speedlight, допускающие дистанционный запуск любого количества внешних вспышек [7] . Большинство устройств позволяют работать на трёх или четырёх независимых каналах, предотвращая нежелательные ошибки при работе нескольких фотографов.
В системе Canon кроме вспышек до недавнего времени выпускался трансмиттер ST-E2, предназначенный для установки в башмак и запуска выносных системных вспышек [8] . Аналогичными функциями обладают топовые модели вспышек этой же системы, постепенно полностью заменившие на рынке слишком дорогой трансмиттер. Кроме функции синхронизации перечисленные системы осуществляют по инфракрасному каналу обмен данными, поддерживая автоматическое управление экспозицией с её измерением через объектив. Простейший вариант инфракрасного триггера синхронизации используется с большинством студийных вспышек, штатно оснащаемых кроме простой световой ловушки инфракрасным портом. Наиболее серьёзным недостатком технологии считается сравнительно небольшая дальность работы таких систем, ограниченная соображениями безопасности инфракрасного излучения для зрения. В помещении уверенная синхронизация достигается на расстояниях не более 30—40 метров, а на открытом воздухе эта дистанция ещё меньше. Кроме того, работе системы мешают посторонний свет и непрозрачные препятствия.
Радиосинхронизатор [ править | править код ]
Радиосвязь в значительно меньшей степени зависит от оптических особенностей среды, более надёжно работая в большинстве съёмочных ситуаций. Система радиосинхронизатора состоит из передатчика, который соединяется с синхроконтактом фотоаппарата, и приемника, присоединяемого к вспышке. Один трансмиттер может запускать неограниченное количество вспышек, с каждой из которых должен быть состыкован приёмник. При этом установка вспышки на фотоаппарате необязательна. Наиболее совершенные радиосинхронизаторы кроме команды на запуск передают данные об экспозиции, поддерживая экспоавтоматику системных вспышек [5] . Кодирование запускающего сигнала позволяет «разводить» системы вспышек, установленные разными фотографами, по разным каналам. На крупных спортивных мероприятиях, где одновременно ведут съёмку несколько десятков репортёров, в пресс-центре обычно вывешивается список занятых каналов радиотрансмиттеров.
Радиосинхронизаторы имеют значительно большую рабочую дальность, надёжно запуская вспышки даже на крупных стадионах. Им не страшны препятствия и не требуется прямая видимость. Недостатком синхронизации по радио считается запаздывание срабатывания ведомой вспышки, проявляющееся в наиболее дешёвых моделях. Это выражается в невозможности съёмки на пределе синхронизации затвора, допуская только сравнительно длинные выдержки в 1/30—1/60 секунды [9] . Другой проблемой является недостаточная помехозащищённость, приводящая к случайным срабатываниям от автомобильных сигнализаций и других устройств, работающих на совпадающих частотах [5] .
Синхронизация студийных импульсных приборов с работой затвора фотокамеры
Чтобы импульс света студийного прибора или накамерной вспышки освещал объект съемки именно в тот промежуток времени, когда затвор камеры находится в полностью открытом положении, затвор и импульсное устройство должны быть синхронизированы. В общем случае это означает, что в тот момент, когда затвор открывается, камера должна подавать на вспышку сигнал, который служит для ее запуска. В камерах со шторно-щелевым затвором в момент полного открывания первой шторки происходит замыкание специального микроконтакта, который имеет выход на корпусе камеры или на «горячем башмаке» на ее верхней панели. Многие камеры сейчас также имеют режим синхронизации по второй шторке, когда сигнал запуска вспышки поступает в момент, предшествующий началу движения (закрывания) второй шторки. C камерах с центральным затвором замыкание контакта происходит в момент, когда лепестки только что полностью раскрылись. В электронных камерах вместо механического замыкания контакта цепи запуска вспышки происходит электронная коммутация цепи.
В настоящее время используются три типа синхронизации затвора со студийными импульсными приборами – проводная, синхронизация по радиоканалу, синхронизация по импульсу светового или ИК-излучения.
Проводная синхронизация
Проводная синхронизация является одним из самых первых видов синхронизации. Она использовалась в классической пленочной фотографии еще тогда, когда вместо электронных импульсных ламп фотографы применяли одноразовые стеклянные колбы, заполненные магниевой фольгой, которая поджигалась с помощью электрического разряда.
Проводная синхронизация является самым дешевым и во многих случаях – самым удобным и надежным способом запуска одиночного импульсного прибора. Для ее реализации требуется только специальный шнур, соединяющий гнездо синхронизации камеры с соответствующим гнездом прибора. При работе с одним осветительным прибором надежность синхронизации зависит от качества кабеля и ограничена его длинной. Стандартный кабель имеет длину 5 метров. Существуют и 10-метровые кабели, которые толще и дороже 5-метровых, поскольку с увеличением длины повышаются требования к сопротивлению и качеству изоляции. При удалении камеры от прибора на расстояние более 10 метров надежность «поджига» вспышки по кабелю падает, а сложности растут. Тем более что осветительные приборы по одному используются редко. Если же с помощью кабеля нужно синхронизировать несколько студийных вспышек, то потребуется устройство, называемое «разветвителем». Таким образом несложно синхронизировать 3-4 прибора, расположенных недалеко друг от друга. Однако при увеличении количества вспышек схема коммутации усложняется, и надежность проводной синхронизации уменьшается.
Все современные студийные приборы имеют световые «ловушки», которые могут запускать прибор под действием внешней вспышки, поэтому в большинстве случаев достаточно синхронизировать кабелем только один прибор («ведущий» или Master), а остальные («ведомые» или Slave) могут синхронизироваться автоматически. Правда, для этого они должны находиться в прямой видимости и не очень далеко от ведущей вспышки.
Синхронизация по световому или ИК-импульсу
Синхронизация по световому или ИК-импульсу основана на применении «ловушек» — встроенных или отдельных устройств, регистрирующих импульс установленной на камере вспышки или ИК-синхронизатора (флэш-трансмиттера). Флэш-трансмиттер представляет собой маломощную вспышку, на излучатель которой надет темно-красный ИК-фильтр. Фотоэлементы «ловушек» чувствительны и к лучам видимого спектра, и к ИК-излучению, поэтому для запуска «ведомых» вспышек годятся оба типа устройств. Однако обычная вспышка иногда может давать нежелательную тень или изменять характер освещения. Поэтому при съемке с близкого расстояния предпочтительнее пользоваться флэш-трансмиттерами. По сравнению с проводной синхронизацией, использование маломощных вспышек и ИК-синхронизаторов дает фотографу большую свободу при передвижении по студии. Однако у этого типа синхронизации есть три недостатка, которые ограничивают область его применения.
Во-первых, синхронизация с помощью светового и, особенно, ИК-импульса не очень надежна при ярком освещении.
Во-вторых, если фотограф при съемке находится далеко от установленных им осветительных приборов (например, при показе моделей в концертном зале), то мощности ИК-синхронизатора или встроенной вспышки будет явно недостаточно для «поджига». В этом случае запускающим сигналом может служить импульс мощной накамерной вспышки.
В-третьих, устройства синхронизации по световому и ИК-импульсу не обеспечивают узкой избирательности и не способны, поэтому, отличить «свой» импульс от чужого. Если рассматривать уже приведенный пример со съемкой на показе мод, то при работе нескольких фотографов с накамерными вспышками «ловушки» будут реагировать на все импульсы без исключения. И в результате может оказаться, что в тот момент, когда на спуск нажмет хозяин студийных осветителей, они не будут готовы к работе.
Всех этих недостатков лишена синхронизация по радиоканалу.
Синхронизация по радиоканалу
Комплект аппаратуры для синхронизации вспышек по радиоканалу состоит из передатчика, который присоединяется к синхроконтакту камеры, и одного или нескольких приемников, которые соединяются с синхровходом вспышек. Эта аппаратура позволяет производить синхронизацию вспышек независимо от уровня освещения и на значительном удалении от камеры. Еще одним преимуществом радиосинхронизации является то, что она может осуществляться по разным частотам. Приемные и передающие устройства ведущих производителей имеют переключатели каналов. Таким образом, если в одной студии ведется одновременная съемка на двух рабочих местах, то при настройке на разные частоты их радиосинхронизаторы не будут мешать работе соседа. В рассмотренном ранее примере выездной съемки на показе мод применение радиосинхронизации также способно решить проблему одновременной работы нескольких фотографов и нескольких комплектов осветительного оборудования.
Слабой стороной радиосинхронизаторов, как и большинства радиоустройств, является их подверженность действию помех от других источников радиоизлучения. Так, например, дешевые радиосистемы, имеющие широкий спектр излучения, могут «хватать» сигналы от многих устройств, работающих на этих частотах. Нередки случаи, когда приемники реагируют на работу мобильных телефонов или дают ложные сигналы при близко расположенных системных блоках компьютеров. Дорогие профессиональные системы лишены этих недостатков, но их стоимость в несколько раз превышает стоимость бюджетных радиосинхронизаторов.
Одним из немногочисленных недостатков радиосистем является то, что они накладывают ограничение на длительность выдержки, при которой возможна съемка. Это вызвано тем, что сигнал синхронизации поступает на вход осветительного прибора с некоторой задержкой, обусловленной наличием в конструкции приемника и передатчика элементов, обладающих определенной инерцией. Получается, что к моменту прихода синхроимпульса на вход вспышки затвор камеры уже какое-то время находится в открытом состоянии. И если затвор начнет закрываться еще до того как закончится импульс, то пленка или матрица фотокамеры не получат нужной экспозиции. Поэтому при работе с радиосистемами фотографы вынуждены пользоваться более длительными выдержками, чем при работе с другими типами синхронизаторов. При этом чем дороже и качественней система, тем выше значение минимальной выдержки, при которой возможна съемка.
Совместимость синхронизаторов с разными марками зеркальных фотоаппаратов
Коаксиальное гнездо для подключения синхрокабеля (ISO 519 standard terminal), которое еще лет 20 назад было обязательным атрибутом каждой пленочной зеркалки, в настоящее время имеют только профессиональные камеры. Поэтому для обеспечения синхронизации по кабелю на «горячий башмак» камеры, не имеющей такого гнезда, необходимо надеть специальный адаптер, к которому и подключается синхрокабель.
Камеры разных производителей, за одним исключением (Minolta-Sony), имеют стандартные размеры «башмаков», но расположение и назначение контактов на площадке у них разные. Поэтому накамерные вспышки могут работать в TTL- режиме только на площадках своего типа. И лишь синхроконтакт на всех «башмаках» расположен одинаково. Вот почему для синхронизации по кабелю камер разных марок можно пользоваться одним и тем же адаптером, который обязательно должен быть в арсенале каждой студии.
Камеры Konica Minolta и зеркальные камеры Sony Alfa имеют «горячий башмак» нестандартного типа и размера. Поэтому для них должны приобретаться специальные адаптеры с гнездами ISO 519 . Однако таковых, увы, компания Konica Minolta не выпускала. Не выпускает ничего подобного и продолжающая ее традиции компания Sony. Впрочем, Konica Minolta до своего ухода из фотобизнеса выпустила всего лишь две цифровые зеркальные камеры — D7 и D5. Причем, у более продвинутой модели D7 коаксиальный синхроконтакт ISO 519 имелся, поэтому при съемках в студии она без проблем могла подключаться к синхрокабелю. Компания Sony пока выпускает только одну модель DSLR – A100, которая позиционируется как камера начального уровня. Нет сомнения, что на моделях более высокого уровня также будет установлен классический синхроконтакт. Хотя более мудрым было бы решение перейти также и к стандартному «башмаку».
Тому же, кто уже купил Sony A100 и хочет попробовать использовать ее для съемки в студии, можно порекомендовать попытаться найти в продаже адаптер Minolta FS-1200, который в нижней части имеет посадочное место под «башмак» Minolta, а в верхней – стандартный башмак, в который могут устанавливаться синхронизаторы любого типа, либо еще один адаптер, имеющий коаксиальный синхроконтакт.
На рисунке – переходник с «горячего башмака» Minolta на стандартный — Minolta FS-1200.
Синхронизация фотоаппаратов, работающих с предвспышкой
До последнего времени синхронизация студийных импульсных приборов с компактными цифровыми камерами, не имеющими «горячего башмака», представляла массу проблем. Единственно возможным видом синхронизации в этом случае могла быть синхронизация по импульсу встроенной вспышки. Но дело в том, что у компактных камер встроенные вспышки перед основным импульсом генерируют маломощный «оценочный» импульс, необходимый для точного определения энергии вспышки и экспозиционных параметров. Световые же «ловушки», установленные на студийных приборах, естественно, «не знают», что первый импульс не является рабочим и запускают приборы именно по нему. В результате в момент срабатывания затвора студийные приборы оказываются разряженными.
Гранды мирового «вспышкостроения» на эту беду обладателей цифровых «мыльниц» внимания не обращают, поэтому на помощь фотолюбителям пришла компания REKAM, которая выпустила приборы, имеющие специальный режим для работы с компактными камерами. Вспышки, входящие в набор REKAM Digital Mini-Light Kit, могут запускаться не от первого, а от второго импульса. А приборы REKAM Opus Digi или RAYLAB серий Sprint и Etalon имеют также режим синхронизации не только с первым или вторым, но и с третьим импульсом. Это необходимо, поскольку у некоторых моделей вспышка генерирует не один, а два предварительных импульса.
Зачем использовать вспышку?
У читателя может возникнуть логичный вопрос – для чего вообще может понадобиться фотографирование со вспышкой на коротких выдержках? Ведь обычно вспышкой пользуются, когда мало света. А когда мало света, то ставить короткие выдержки не разумно?
На самом деле, вспышка часто нужна не только чтобы добавить света, но и изменить его направление, жёсткость, цвет или ещё какие-нибудь характеристики. Кстати говоря, про направление света мы подробно написали в своей статье «Освещение в портрете. Высота источника света». Очень рекомендуем этот материал к прочтению. Если вам интересна тема съёмки портрета со вспышкой на природе, то на нашем сайте есть обучающие статьи и видео на эту тему.
Также, для вашего удобства, на основе этих материалов мы составили практическое руководство в формате книжки.
Вы можете скачать её в формате PDF совершенно бесплатно с нашего сайта:
При этом не надо никуда отправлять (сливать в базу) свой e-mail, номер телефона и т. д. Просто скачивайте, читайте, делитесь с друзьями, распространяйте в интернете, распечатывайте, получайте пользу.
Читайте нас на Яндекс Дзене, смотрите на YouTube. У нас много интересного и оригинального материала на фотографическую тему, так что подписывайтесь на наши каналы, чтобы ничего не пропустить.
Не работает синхронизация со студийным светом в режиме М
Attis (18.6.2010, 0:37) писал:
А почему? Я в студийной съёмке не понимаю почти ничего.
Импульс вспышки всё равно значительно короче..
#3 Attis
Дмитрий Е. (18.6.2010, 0:44) писал:
А почему? Я в студийной съёмке не понимаю почти ничего.
Импульс вспышки всё равно значительно короче..
Я почитала инструкцию и выяснила, что в режиме M нет синхронизации. Для этого нужен режим X в нем зашита выдержка 1/180 и ни как не меняется . Конечно этого вполне достаточно для студии, но как-то не понятно почему производители так сделали. И не совсем понятно в чем смысл режима M если в нем вспышка не работает. Мне казалось, что в ручном режиме должно все настраиваться в ручную и вспышка должна работать тоже. Вообщем я в замешательстве. Сегодня у меня было студийное занятие и я его почти весь пропустила из-за того, что не могла понять почему вспышка не синхронизируется. Потом нашла режим X в самом конце занятия. В результате я сделала только 5 снимков и то бегом. Стало как-то обидно, что на k-10 все работает, а на k-7 нет. Вообщем у меня расстройство .
#4 IOTNIK
- Город: киев
бред какой-то.
А почему не снимали в приоритете выдержки и диафрагмы? Или тоже не работает?
#5 The sea on a sunny day
Attis (18.6.2010, 1:23) писал:
. и на К-х тоже работает.
Я как-то сомневаюсь, что у К7 не работает центральный контакт для вспышек и синхронизации
Может просто короче 1\180 ставите?
#6 Zebooka
- Пользователь
- 2 589 сообщений
- Город: Новосибирск, Академгородок
Attis (18.6.2010, 4:23) писал:
Я почитала инструкцию и выяснила, что в режиме M нет синхронизации. Для этого нужен режим X в нем зашита выдержка 1/180 и ни как не меняется . Конечно этого вполне достаточно для студии, но как-то не понятно почему производители так сделали. И не совсем понятно в чем смысл режима M если в нем вспышка не работает. Мне казалось, что в ручном режиме должно все настраиваться в ручную и вспышка должна работать тоже. Вообщем я в замешательстве. Сегодня у меня было студийное занятие и я его почти весь пропустила из-за того, что не могла понять почему вспышка не синхронизируется. Потом нашла режим X в самом конце занятия. В результате я сделала только 5 снимков и то бегом. Стало как-то обидно, что на k-10 все работает, а на k-7 нет. Вообщем у меня расстройство .
Вы пишите откровенную чушь и бред.
Советую разобрать вначале с терминами и внимательно прочитать инструкцию.
Что вы подразумеваете под "нет синхронизации"? Что для вас синхронизация? Мне непонятна фраза "в режиме M нет синхронизации".
Есть выдержка синхронизации. Она равна 1/180. Это наименьшая выдержка, когда затвор полностью открывается и можно снимать с импульсным светом без HSS (или FP).
Контакты башмака и синхро-контакт замыкаются при выдержках Bulb — 1/180 во всех режимах (кроме м/б зеленого авто).
Непонятно так же, чем вас в студии не удовлетворила выдержка 1/180 — свет-то все равно импульсный.
Синхронизация вспышки с фотоаппаратом
Шаг 1 Включите фотоаппарат и выберите один из ручных режимов (PASM).
Нажмите кнопку Q на задней панели камеры, найдите на экране значок вспышки.
Выберите вспышку, нажав кнопку Set. На экране появится три значка. Пользователю предлагается выбрать один из трех вариантов настройки вспышки: normal flash firing, easy wireless flash и custom wireless flash. Выберите вариант easy wireless flash.
Если вдруг вы не нашли на экране значок вспышки после нажатия кнопки Q, воспользуйтесь Меню. Нажмите на кнопку Меню и последовательно переходите по значкам, пока не найдете управление вспышкой. Как правило, эта команда находится на первой странице меню (красный значок камеры). Раскройте список и выберите Easy Wireless.
Выберите строку «1 канал» (который назначен по умолчанию).
Шаг 2 Поднимите встроенную вспышку вашего фотоаппарата, иначе система синхронизации с внешней вспышкой не будет работать.
Шаг 3 Пришло время установить вспышку на том же канале, что и фотоаппарат. На некоторых моделях, таких как Speedlite 270 EX II, для этого есть физический переключатель. В других моделях, таких, как, как 430 EX II, для настроек используется экран. Итак, теперь возьмите вспышку. Чтобы установить её в качестве ведомого устройства, нажмите и удерживайте кнопку zoom. Появится мигающая пиктограмма «вспышка» и надпись «off». Перейдите в режим slave, покрутив колесико. Нажмите кнопку sel/set. Убедитесь, что в настройках вспышки и фотоаппарата выбран одинаковый номер канала.
Вы должны увидеть, как на передней панели вспышки мигает огонек, это означает, что она готова к приему сигнала.
Современные вспышки для Canon работают по E-TTL технологии. Это означает, что камера делает оценочный замер и вспышка выдаёт серию импульсов небольшой мощности, сливающихся в один растянутый по времени. Для оценочного замера используется экспонометрическая система фотокамеры.
Шаг 4 Расположите вспышку там, где это необходимо, в пределах прямой видимости камеры. Делайте фотографии и экспериментируйте с местом расположения вспышки. Вы даже можете держать ее в руках.
Шаг 5 Чтобы добавить еще одну вспышку в конфигурации, просто установите для нее тот же канал, что и для первой вспышки, и она будет давать импульс в синхронизации с первой вспышкой.